Вездеход ТМ-140 с грузовой платформой
Гусеничная транспортная машина ТМ 140 предназначена для использования в качестве транспортного средства для перевозки людей, грузов, а при монтаже различных модулей и агрегатов машиной специального назначения.
Машина предназначена для эксплуатации в районах с умеренно-холодным климатом при температуре окружающего воздуха от -40ºC до +40ºC. В условиях пересеченной местности с уклонами и подъемами в сухое время года до 30º, зимой и на сырых грунтах до 15º, при осадках в виде дождя, снега и града, а также обледенении, при преодолении водных преград по спокойной воде.
ХАРАКТЕРИСТИКИ ШАССИ ВЕЗДЕХОДА ТМ-140
Базовые характеристики шасси вездехода ТМ-140
Параметры | Значение |
Тип | гусеничная, плавающая |
Эксплуатационная масса, кг | 11200 |
Грузоподъемность с сохранением плавучести, кг | 4000 |
Вместимость кабины, чел. | 7 |
Спальных мест | 3 |
Габаритные размеры, мм. | длина: 7800; |
ширина: 3100; | |
высота по воздухозаборнику отопителя: 3105; | |
Размеры грузовой платформы, мм | 3575×2700 |
Среднее удельное давление на грунт, кгс/см2 | 0,26 |
Дорожный просвет, мм | 450 |
Ширина гусеницы, мм | 800 |
Максимальная скорость движения, км/ч | по шоссе: 45; |
на плаву: 4-5; | |
Двигатель | тип: ЯМЗ-236Б-2; |
мощность: 184(250) кВт ( л.с.); | |
Трансмиссия | гидромеханическая шестиступенчатая с электрогидравлическим включением передач |
Запас хода, км | 550 |
Корпус представляет собой стальную сварную конструкцию, состоящую из каркаса, обшитого плоскими и рифлеными листами. В переднем наклонном листе для доступа к механизму натяжения гусениц и передним гидроамортизаторам имеется два проема, закрываемые крышками.
В нижней части правого и левого бортов вварены по шесть кронштейнов торсионной подвески, а в кормовой части — барабаны для установки бортредукторов. На корме расположены задние буксирные крюки.
На днище выполнены лючки, закрываемые резьбовыми пробками для слива топлива из топливных баков, для слива масла с углового редуктора, для слива масла из гидромеханической коробки передач, для слива масла из картера двигателя.
Отсек силовой установки с левой и правой стороны имеет по одной двери, которые фиксируются в закрытом положении замками, а в открытом — стопорными механизмами. На крыше отсека предусмотрено окно для установки трубы системы выпуска отработанных газов. Для аварийного доступа в моторный отсек имеется люк с крышкой.
В задней части корпуса расположена грузовая платформа.
Средняя часть заднего борта платформы откидная. Фиксируется в закрытом положении двумя замками. На полу грузовой платформы имеется четыре люка, предназначенные для доступа к заднему топливному баку и трансмиссии, которые закрываются крышками.
Кабина предназначена для размещения рабочего места водителя, шести мест для пассажиров, приводов управления машиной, а так же контрольных приборов и оборудования, обеспечивающих необходимые условия труда.
Кабина машины цельнометалическая, сварная, двухдверная установлена в передней части корпуса на четырех упругих элементах, выполненных в виде резинометаллических шарниров. Для термоизоляции, снижения шума и уменьшения водопроницаемости стенки, потолок и пол заполнены пенополиуретаном дополнительно внутренние поверхности потолка, задние и боковые стенки оклеены декоративным шумопоглощающим материалом. На полу и передней стенке размещен резиновый коврик.
В кабине установлены водительское и пассажирские сиденья. Два раскладных сиденья одинаковые по устройству расположены справа от сиденья водителя, три задних сиденья расположены за откидным и раскладным сиденьями.
Под передними стеклами кабины размещены откидной столик и ящик с крышкой. В ящике могут размещаться аптечка и термос. Под столиком находится подушка, которая в поднятом положении фиксируется фиксаторами. При откинутом столике подушка, установленная на упорах, вместе с раскладными сиденьями образует два спальных места.
В заднем левом углу кабины находится этажерка, нижняя полка которой вместе со стенками кабины, передним и боковым листом образуют замкнутый объем для размещения отопителя. Верхняя полка этажерки предназначена для размещения блоков радиостанции.
Двери кабины уплотнены резиновыми уплотнениями и снабжены ограничителями с тягами открытого положения и устройством фиксации в закрытом положении.
На полке кабины установлены четыре солнцезащитных козырька.
При экстренных ситуациях на крыше кабины находится аварийный люк, крышка которого, в закрытом положении фиксируется стопором.
Для вентиляции воздуха в кабине на аварийном люке имеется проем с крышкой, открывающийся вращением маховика по часовой стрелке. Для защиты от комаров и мошки проем в аварийном люке закрыт сеткой.
Два зеркала заднего вида предназначены для наблюдения водителем за местностью в задних секторах обзора. Зеркала установлены с помощью рамок со сдающим устройством, на трубах кабины.
В передней верхней части кабины слева и справа расположены рукоятки управления фароискателей.
Двигатель ЯМЗ-236Б-2 специально адаптирован заводом изготовителем под вездеход ТМ-140, представляет собой шестицилиндровый, V-образный, четырехтактный дизель с непосредственным впрыском топлива, с турбонаддувом, жидкостным охлаждением, жидкостно-масляным теплообменником, механическим регулятором частоты вращения.
Технические характеристики | ЯМЗ-236Б-2 |
Мощность, кВт (л.с.) | 184 (250) |
Частота вращения, мин-1 | 2000 |
Макс. крутящий момент, Н.м (кгс.м) | 1030 (105) |
Частота при макс. крут. моменте, мин-1 | 1200-1400 |
Мин. уд. расход топлива, г/кВт.ч (г/л.с.ч) | 215 (159)* |
Габаритные размеры, мм (длина/ ширина/ высота) | 1172/1045/1070 |
Масса, кг | 950 |
Двигатель со своими агрегатами и системами установлен в средней части машины в моторном отсеке.
В развале блок картера двигателя установлены генератор и агрегаты топливной аппаратуры (насос высокого давления, подкачивающий насос, регулятор и автоматическая муфта опережения впрыска топлива). Справа (по ходу машины) к блоку цилиндров прикреплен электрический стартер. В крышке правого ряда цилиндров расположена маслозаливная горловина. Спереди в верхней части двигателя установлены фильтр тонкой очистки топлива, фильтры грубой и тонкой очистки масла. На переднем торце двигателя справа внизу установлен водяной насос, с левой стороны в крышке шестерен распределения — указатель уровня масла в поддоне.
Трансмиссия — 6-ти ступенчатая гидромеханическая, с электрогидравлическим управлением.
Гидромеханическая коробка передач
- обеспечивет шесть передач переднего хода и две заднего хода.
Угловой редуктор
- предназначен для передачи крутящего момента от гидромеханической коробки передач к планетарным механизмам поворота.
Два механизма поворота
- планетарные двухступенчатые, предназначены для передачи крутящего момента от углового редуктора к бортовым передачам, для осуществления поворота и для кратковременного увеличения тягового усилия на ведущих колесах без переключения передач (включение замедленной передачи).
Вездеход ТМ-140 оснащается оригинальными гусеницами, имеющими несколько вариантов исполнения.
Стандартная гусеница ТМ130-35-сб111
- с резинометаллическими шарнирами (РМШ), резинотканевой лентой и металлическими уширителями. Обеспечивает среднее удельное давление на грунт 0,2 кг/см2 . Является универсальной, обеспечивает отличную проходимость вездехода по болотам в летнее время и по снежной целине в зимнее.
Гусеница ТМ130-35-сб112
- с РМШ и укороченными металлическими уширителями. Используется при движении на твердых (скалистых) грунтах. Обеспечивает среднее удельное давление на грунт 0,3 кг/см2.
Гусеница ТМ130-35-сб110
- с РМШ и резинотканевыми уширителями. Обладает повышенным коэффициентом сцепления с грунтом, что повышает тяговые свойства машины на грунтах с низкой несущей способностью. Обеспечивает среднее удельное давление на грунт 0,2 кг/см2. Обеспечивает лучшую проходимость вездехода по болотам в летнее время и хорошо зарекомендовала себя в условиях эксплуатации на каменистых грунтах.